Армянская церковь Святого Сергия (Сурб-Саркис) в Феодосии

Армянская церковь Святого Сергия (Сурб-Саркис) в Феодосии относится к памятникам архитектуры XIV-XV веков. Здание неоднократно перестраивалось и отличается оригинальностью планировки, а также интересным объемно-пространственным решением.

×



Армянская церковь Святого Сергия (Сурб-Саркис) в Феодосии относится к памятникам архитектуры XIV-XV веков. Здание неоднократно перестраивалось и отличается оригинальностью планировки, а также интересным объемно-пространственным решением.

Центральная часть здания с тремя полукруглыми апсидами находится под полуциркульным сводом на подпружных арках. Стены храма сложены из блоков местного известняка, а также мраморных плит «хачкары».

Церковь построена в 1330 году. Это один из древнейших сохранившихся армянских христианских храмов на крымской земле. Первое упоминание о нем мы находим в памятной исторической записи 1361 года. Это типичный пример классического армянского зодчества раннего средневековья.

Архитектура

В плане здания лежит прямоугольник с алтарным выступом и полуциркульным сводом, перекрытым двускатной черепичной крышей. Алтарь ориентирован на восток, в нем имеется купель, украшенная каменной резьбой.

Стены церкови сложены из крупных блоков известняка, швы тщательно затерты. Снаружи и внутри в стене множество плит из мрамора и известняка — так называемые «хачкары» (крест-камень) — гордость средневекового искусства Армении, которые устанавливались по особым случаям. Многие плиты с посвятительными надписями на армянском языке о реставраторах, меценатах храма (в том числе и о И.К. Айвазовском), часть их датирована. С большим мастерством армянские мастера-резчики выполнили эти надписи, имеющиеся и па портале храма. Особый интерес вызывает небольшая каменная плита с рельефным изображением Божией Матери с младенцем Иисусом (на сером фоне стены почти незаметен). Поражает это изображение пластичностью линий, мягкостью, выразительные глаза полны скорби, предчувствия тяжелых испытаний.

Здание церкви Святого Сергия имеет два зала и придел, соединивший церковь и звонницу.

Находящаяся рядом с храмом Святого Сергия звонница построена в XV веке в стиле армяно-малоазиатской архитектуры. Она выполнена в виде беседки-кивория и покрыта красивым причудливым орнаментом.

Портал (вход в церковь), сейчас не связан с основным зданием храма. Он возвышается к западу от основного сооружения и представляется собой четыре массивных столба соединенных стрельчатыми арками и перекрытым крестовым сводом. У входа в храм Святого Сергия, по обеим сторонам дверей, — два григорианских креста. Прежде вход был украшен ореховой дверью с искусной резьбой. Сейчас одна из ее половинок выставлена в Эрмитаже, вторая — в экспозиции Феодосийского краеведческого музея. Интерьер церкви Сергия (Саркиса) был расписан орнаментами в технике фрески (сохранились фрагменты).

Реконструкция

Реконструкция армянской церкви Сергия (Саркиса) проводилась в 1965–1970 годах, в ходе нее были восстановлены крыша, пол, покрытие портала и перекрытие притвора. Кроме того, фрески и живопись были очищены от более поздних наслоений.

Внутри стены были покрыты зеленой краской. Киевские реставраторы раскрыли два разновременных слоя росписей. Под зеленой краской - слой с орнаментальными медальонами, элементами персидского орнамента (похожие есть в Эчмиадзинском храме). Датируется этот слой приблизительно XVII веком. На арке алтарной абсиды сходные узоры среднего слоя росписей с медальонами. Первый (нижний) слой фресок открыт в конце алтарной абсиды и на своде (датируется XIV-XV веками). В конце алтарной абсиды можно различить композицию «Деисус» («Моление»), в центре - Христос, а по бокам - Божия Матерь и Иоанн Креститель (неясные очертания). На своде - контуры пяти рельефных медальонов, закрашенных зеленой краской. Один расчищен, и можно различить изображение евангелиста с книгой в руке и нимбом, такие же изображения должны были быть и в следующих медальонах, а в центре - крест или Христос.

Раньше в церкви святого Сергия были три богато орнаментированные резные двери. Самые древние из них переданы в краеведческий музей. Ученые считают, что эти двери сделаны в Каффе пришлыми армянскими мастерами по образцам, хранившимся в древней армянской столице Ани. Над этими дверьми еще в 30-х годах XX века была видна вмурованная ореховая доска с надписью о вторичном возобновлении храма в 1532 году.

В 1888 году церковь была реконструирована благодаря меценатам И.К. Айвазовскому и Берберову, поскольку значительно пострадал во время пожара.

Храм в жизни Айвазовского

Храм Сурб-Саркис играл большую роль в жизни знаменитого художника И.К. Айвазовского — здесь его крестили в 1817 году, венчали с Ю.Я. Гревс (первой женой), и отпевали в 1900 году. Здесь же, к западу от здания в ограде храма могила И.К. Айвазовского. На могиле выдающегося художника-мариниста и первого гражданина Феодосии, в 1903 году вдовой, Анной Никитичной, был воздвигнут памятник - саркофаг из цельного куска белоснежного мрамора. Его автор - известный итальянский скульптор Биоджоли. На мраморной доске надпись: «Профессор Иван Константинович Айвазовский. 1817-1900». На другой стороне надпись на армянском языке: «Родившись смертным, оставил по себе бессмертную память». Рядом в склепе погребена и жена художника Анна Никитична, умершая в 1944 году.

Для храма художник написал иконы «Хождение по водам», «Богоматерь с младенцем», «Тайная вечерю», «Моление о чаше» и другие. В настоящее время они находятся в картинной галерее Айвазовского.

В настоящее время церковь святого Сергия проходит новую реконструкцию, по воскресным дням в храме проводятся богослужения, храм открыт для паломников, экскурсантов. 

Адрес: г. Феодосия, пер. Айвазовского, 1.

1 -0
Добавить отзыв

Комментарии

Написать комментарий     Читать все комментарии (0)

Нет комментариев

Ответ на комментарий

Отмена